В АВАНГАРДЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Годовой отчёт государственной корпорации «Ростех» за 2016 год

Годовой отчёт 2016

  • 0
4.2.2 Интервью с индустриальным директором авиационного кластера Государственной корпорации «Ростех»
ЗА НОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ БУДУЩЕЕ, И МЫ НЕ СОБИРАЕМСЯ ОТСТАВАТЬ
А.Э. СЕРДЮКОВ

Интервью с индустриальным директором авиационного кластера Государственной корпорации «Ростех»

Консолидированная выручка в 2016 году
534,7
млрд рублей

Консолидированная чистая прибыль в 2016 году
30,9
млрд рублей

– КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ БЫЛИ ДОСТИГНУТЫ КЛАСТЕРОМ В 2016 ГОДУ, СООТВЕТСТВУЮТ ЛИ ОНИ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ?

– Перед авиационным кластером Корпорации стоят очень амбициозные цели, как финансовые, так и нефинансовые. Среднегодовой темп роста выручки кластера к 2025 году должен составить более 13% в рублях, при этом мы должны нарастить свое присутствие на мировом рынке вертолетостроения с 11% до 15%, а на мировом рынке самолетостроения с 2,2% до 4,3%, не забывая о выполнении поставленной Президентом задачи по диверсификации продукции.

Если говорить о финансовых показателях, то, несмотря на некоторое сокращение объемов реализации вертолетной техники, консолидированная выручка холдинга АО «Вертолеты России» почти не изменилась и составила 193,1 млрд рублей. При этом портфель заказов на 2017 год уже обеспечен и позволит наращивать показатели. Рост выручки холдинга АО «Технодинамика» составил более 20%, что превышает средние цели по кластеру. Его выручка составила 25 млрд рублей. Хорошими темпами росло в 2016 году АО «ОДК» – рост выручки составил почти 11 млрд рублей, что было достигнуто на фоне резкого сокращения внешнего кредитного портфеля.

Мы ожидаем, что консолидированная выручка АО «КРЭТ» составит свыше 90 млрд рублей. При этом хочу отметить, что у холдинга сократился контур управления, были проданы неподконтрольные и неперспективные производственные активы. Таким образом, значительно уменьшившись в размерах, АО «КРЭТ» все равно смогло продемонстрировать рост финансовых показателей.

Проект «цифровая фабрика» создается с целью достижения качественно нового уровня процесса проектирования изделий/конструкций и подходов к производству за счет эффективного применения всего комплекса мульти- и трансдисциплинарных компьютерных технологий мирового уровня

Переходя к производственным результатам кластера, отмечу, что его «география присутствия» очень велика, поэтому перечислить все события практически невозможно. Поэтому остановлюсь только на ключевых. Событием номер один я бы назвал привлечение стратегического инвестора в капитал АО «Вертолеты России» в лице консорциума РФПИ и зарубежных инвестфондов.

Кроме того, осуществили свои первые полеты модернизированный Ми–28НМ и Ка–62, который открывает для АО «Вертолеты России» совершенно новый сегмент рынка.

Не менее значимым событием в 2016 году стало начало эксплуатации двигателей SaM–146 в составе региональных самолетов SSJ–100 первого западноевропейского эксплуатанта – ирландской компании CityJet, что подтверждает соответствие продукции АО «ОДК» международным стандартам качества. Также, АО «ОДК» начаты первые поставки двигателей АЛ–41Ф–1С для истребителей Су–35, поставляемых в КНР.

Я бы также выделил подписание соглашения о создании совместного предприятия Indo–Russian Helicopters Private t Limited, предусматривающего организацию производства в Индии вертолетов Ка–226Т и его модификаций, а также обеспечение их эксплуатации и технического сопровождения. Подписание документа состоялось в октябре 2016 года в рамках проведения российско–индийского саммита в Гоа.

Также стоит отметить успехи АО «КРЭТ» по выводу новых продуктов, выпущенных в составе огромного списка объектов авиационной техники, среди которых инерциальные системы, системы измерения высотноскоростных параметров, пилотажные комплексы, бортовые регистраторы, бортовые серверы и иное оборудование.

– КАК ОТРАЗИТСЯ ПРИНЯТИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ, КОТОРУЮ ГОТОВИТ МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА?

– Эти документы не противоречат друг другу, так как в основе своей имеют схожие принципы – увеличение присутствия на международных рынках, повышение качества техники, снижение зависимости от средств федерального бюджета. Также в них затрагиваются вопросы подготовки кадров. Цели и задачи у нас общие, поэтому я уверен, что никаких существенных изменений в нашу стратегию вносить не придется.

– КЛЮЧЕВЫМ ФАКТОРОМ ДЛЯ РЫНКА АВИАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСОКАЯ СТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ. ПОМОГУТ ЛИ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАДИКАЛЬНО ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ?

– Весь мир идет по пути цифровизации, распределенного проектирования и создания центров компетенций, использования аддитивных технологий на основании электронных моделей и робототехники. И все упомянутые подходы увеличивают скорость работы, надежность материалов и технических решений. За такими технологиями будущее, и мы не собираемся отставать.

В части освоения новых принципов проектирования и моделирования в кластере широко применяются современные математические комплексы программ, мощнейшие компьютеры и суперкомпьютеры.

Проект «цифровая фабрика» создается с целью достижения качественно нового уровня процесса проектирования изделий/конструкций и подходов к производству за счет эффективного применения всего комплекса мульти– и трансдисциплинарных компьютерных технологий мирового уровня, которые позволят радикально улучшить характеристики готовых изделий при сохранении всех необходимых технических требований.

Реализация проекта позволит значительно сократить сроки разработки и вывода на глобальный рынок продуктов и поможет в сжатые сроки решать сложные наукоемкие и ресурсоемкие задачи.

Однако хочу заметить, что точечными мерами не обойтись, и такие решения нужно применять во всей цепочке производства.

– ЧТО УДАЛОСЬ СДЕЛАТЬ В 2016 ГОДУ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОЛИ ГРАЖДАНСКОЙ ПРОДУКЦИИ КЛАСТЕРА?

– Наши усилия в этой области были направлены в первую очередь на работы по расширению продуктовой линейки, на данный момент спроектированы новые модели гражданских вертолетов в целевых сегментах мирового рынка. В свою очередь АО «КРЭТ» и АО «Технодинамика» продолжали принимать самое активное участие в программе создания магистрального самолета МС–21, церемония выкатки которого состоялась в июне 2016 года.