В АВАНГАРДЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Годовой отчёт государственной корпорации «Ростех» за 2016 год

Годовой отчёт 2016

  • 0
4.2.4 Интервью с индустриальным директором радиоэлектронного кластера Государственной корпорации «Ростех»
ПУСТЬ СТРАТЕГИЯ ОСТАЕТСЯ АМБИЦИОЗНОЙ И ВДОХНОВЛЯЮЩЕЙ, А ПЛАНЫ – РЕАЛИСТИЧНЫМИ И ВЫПОЛНИМЫМИ
С.А. КУЛИКОВ

Интервью с индустриальным директором радиоэлектронного кластера Государственной корпорации «Ростех»

Консолидированная выручка в 2016 году
201,0
млрд рублей

Консолидированная чистая прибыль в 2016 году
8,5
млрд рублей

– КАКИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СТОЯТ ПЕРЕД КЛАСТЕРОМ?

– В 2016 году разработана Стратегия радиоэлектронного кластера, а Правлением Корпорации одобрены приоритетные направления деятельности и целевые финансовые показатели кластера до 2025 года.

Стратегия базируется на наших приоритетах. Это, прежде всего, безусловное выполнение гособоронзаказа и обеспечение национального технологического суверенитета в чувствительных областях. При этом мы стремимся удовлетворять ожидания акционеров и инвесторов, обеспечивая целевую доходность и увеличение стоимости темпами, опережающими рост ВВП. Мы остаемся «партнером в развитии», поддерживая высокотехнологичный бизнес в формировании новых рынков и стимулируя появление интеллектуальных продуктов и решений. Мы повышаем требования к менеджменту качества, операционной эффективности и гибкости производств.

Все это нашло отражение в цифрах и измеримых задачах стратегии – мы запланировали к 2025 году среднегодовой рост выручки на 22,4% и увеличение доли гражданской продукции до 60–70%.

– КАК РАДИОЭЛЕКТРОННЫЙ КЛАСТЕР ПЛАНИРУЕТ ДОБИВАТЬСЯ НАСТОЛЬКО АМБИЦИОЗНЫХ ЦЕЛЕЙ?

– Мы провели оценку собственных ресурсов и возможностей, проанализировали мировые рынки и выявили наиболее быстрорастущие сегменты с приемлемыми для наших стартовых позиций барьерами входа, определили потребности в инвестициях и области для развития в десятилетней перспективе. Сейчас, как говорят программисты, запущен процесс «нисходящего проектирования» – в ближайшее время холдинги представят трехлетний бизнес–план с бюджетом и инвестпрограммой. Он будет включать в себя продуктовые, маркетинговые и мотивационные планы.

Достижение показателя по выручке – около 1,5 трлн рублей к 2025 году – возможно при условии успешного выхода кластера на рынки гражданской продукции и реализации комплексных (с участием двух и более холдингов) коммерческих проектов. Выручка от реализации последних в 2025 году составит около 353 млрд рублей, а это 23% от целевой выручки кластера и один из ожидаемых эффектов межхолдинговой кооперации.

С 2016 года мы начали процесс централизации маркетинга и продаж гражданской продукции, развиваем функцию поддержки продаж в B2G- и B2B-сегментах, формируем целевую систему НИОКР и пересматриваем инвестиционные программы.

Менеджментом и внутренним аудитом были выявлены проблемные активы, в отношении которых сейчас проводятся оздоровительные мероприятия или подготовка к ликвидации. Мы стимулируем холдинги к скорейшему решению проблемных вопросов, которые, как гири на ногах мешают поступательному движению вперед и не позволяют фокусироваться на созидании.

– КАК ТРАНСФОРМИРУЕТСЯ ПОДХОД К ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАСТЕРА С ПРИНЯТИЕМ НОВОЙ СТРАТЕГИИ?

– Объем привлекаемых инвестиций, по нашим расчетам, к 2025 году составит более 1 трлн рублей. При этом мы хотим умерить наш аппетит к государственному финансированию, заместив его финансированием из трех основных источников: собственных средств, банковского долга и частного акционерного капитала.

Под собственными средствами мы понимаем эффект от реализации программы повышения операционной эффективности. Он ожидается через 3–5 лет после запуска и обещает частично покрыть потребности в финансировании.

Наращивание банковского долга решает существенную часть финансовых задач стратегии. Увеличение кредитного портфеля выглядит реалистично, так как сейчас средний показатель соотношения долга к EBITDA незначительный, и мы планируем довести данный показатель до трех к 2025 году. В отношениях с банками мы нацелены на стратегическое партнерство. Мы рассчитываем, что повышение прозрачности и эффективности в рамках кластера приведет к улучшению рейтинга надежности наших предприятий, позволит снизить стоимость финансирования и использовать новые банковские инструменты. Сотрудничество со Сбербанком и Банком ВТБ уже приносит свои первые плоды.

Помимо этого, мы уверены в необходимости замещения бюджетных средств частным капиталом. В рамках реализации этой задачи в 2016 году завершена подготовка ключевых активов к приватизации, выработана инвестиционная модель и сформирован профиль потенциального инвестора. Мы ждем, что наш партнер будет разделять стратегию и будет готов соинвестировать в достижение ее целей. Кроме того, он должен обладать подтвержденным опытом в операционном или акционерном управлении. Мы уже ведем диалог с инвесторами и в течение первого полугодия 2017 года планируем завершить первый этап переговоров по ряду активов.

– ПРОИСХОДИЛИ ЛИ КАКИЕ–ТО СЕРЬЕЗНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РАДИОЭЛЕКТРОННОМ КЛАСТЕРЕ В 2016 ГОДУ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА?

– Постановка новых целей перед холдингами кластера потребовала переосмысления нашего подхода – мы осознали необходимость в корректировке модели управления. Был проведен анализ качества менеджмента и модели корпоративного управления и завершен первый этап трансформации. Комплексный аудит помог выявить возможности для усиления команды за счет изменения ролей некоторых ключевых руководителей и привлечения специалистов с рынка.

Все это при наличии прозрачной понятной цели, правильной мотивации и развития позволяет серьезно повысить качество управления уже сегодня.

В 2016 году для выстраивания эффективного управления портфелем активов в области разведки, АСУ, средств связи, ЭКБ и материалов заложена основа для формирования Объединенной компании на базе АО «Российская электроника» и АО «Объединенная приборостроительная корпорация». Для гармонизации структуры активов и компетенций Объединенной компании активы будут распределены по продуктовым дивизионам.

В новом году кластер будет представлять из себя три холдинга – Объединенная компания, АО «Швабе» и АО «Концерн «Автоматика», построенные в логике клиентоориентированности, продуктовой и технологической синергии и инвестиционной привлекательности.

Мы учимся реализовывать акционерные функции через коллегиальные органы управления – советы директоров с участием независимых членов. Это обеспечивает прозрачность, взвешенность решений и адекватную вовлеченность акционеров. Система с каждым годом эволюционирует и приносит лучшие практики управления.

– КАК БЫ ВЫ ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ИТОГАМ 2016 ГОДА?

– Скептики называют наши стратегические цели «надутыми», особенно в части увеличения доли гражданской продукции, но спустя всего год после принятия стратегии Корпорации мы видим первые результаты.

Компании радиоэлектронного кластера смогли стать ведущими поставщиками медицинского оборудования в России и занять на рынке неонатального оборудования 50%-ную долю в Российской Федерации. В рамках новых проектов наше оборудование было поставлено в 23 перинатальных центра – в общей сложности это 2 000 единиц современной медицинской техники.

Компании кластера побеждают в открытых аукционах и конкурсах на право заключения муниципальных контрактов. В рамках одного из таких соглашений в скором времени более 70 перекрестков столицы будут оборудованы современными высокотехнологичными светофорами, в которых будут использоваться продукты холдинга АО «Швабе» и решения АО «Концерн «Автоматика».

АО «Российская электроника» в 2016 году представило совершенно новый продукт – мобильные и стационарные инспекционно–досмотровые комплексы, которые способны обеспечить досмотр легкового и грузового автомобильного и железнодорожного транспорта в движении со скоростью до 70 км/ч и идентифицировать тип перевозимых грузов.

Среди интересных проектов хочется выделить два проекта в области высокотехнологичной оптико–электронной аппаратуры, которая была установлена на два различных спутника и выведена на орбиту с космодромов Байконур и Восточный.

Если говорить в цифрах, то выручка по итогам 2016 года составила 201 млрд руб., EBITDA выросла с 28,6 до 29,9 млрд руб., а рентабельность по EBITDA в 2016 году – 14,9% против 14,0% в 2015 году. Доля гражданской продукции в выручке 2016 года составила 15%. Эти данные подтверждают возможности органического роста и демонстрируют наши первые шаги на коммерческих рынках.

– НАСКОЛЬКО ОРГАНИЗАЦИИ КЛАСТЕРА ГОТОВЫ К СУЩЕСТВОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ «ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»?

– Международный ландшафт в нашей отрасли меняется, и умение развиваться в условиях «цифровой экономики» станет одним из главных критериев выживания. Наши предприятия уже сегодня производят продукцию для той самой «цифровой экономики» в области электронно–компонентной базы, программного обеспечения и кибербезопасности. Радиоэлектронный кластер наращивает долю рынка в технологическом медицинском оборудовании и одновременно вовлекается в проекты телемедицины, которую ожидает очень интенсивное развитие в мире и в России.

Переход от «железа» к интеллекту – одна из основ, которые позволят нам развиваться в «цифровой экономике». Мы уже сегодня готовы к поставкам интеллектуальных систем освещения городов или управления транспортом, которые формируют основу «умного города». По этому направлению подписано несколько контрактов и готовятся новые, например: «умное» видеонаблюдение (включая расширенные аналитические функции), светофорные объекты, управляемые дорожные знаки и другие элементы интеллектуальных транспортных систем.

Мы формируем наши предложения преимущественно в формате инфраструктура как сервис (IAAS). Наши решения базируются на передовых технологиях, включая интернет вещей (IoT), межмашинное взаимодействие (M2M), а также элементы искусственного интеллекта.

Компании кластера сейчас работают над продуктами в сегментах телекоммуникационных решений программно–конфигурируемых сетей (SDN), а также над линейкой продуктов в области виртуализации сетевых функций (NFV). Речь идет о кроссплатформенном программном обеспечении для сетевой и информационной безопасности нового поколения в телекоммуникационных сетях. Помимо этого, АО «Концерн «Автоматика» развивает продукты в области защиты информации и персональных данных.

Цифровой продукт – всегда риск, но и шансы остаться за бортом новой цифровой экономики чрезвычайно велики. Здесь все равны, и место это для быстрых, гибких и решительных.

«Цифра» – уже сегодняшний день.

Самым важным направлением сегодня является рост инвестиционной привлекательности входящих в кластер активов

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛАНДШАФТ В НАШЕЙ ОТРАСЛИ МЕНЯЕТСЯ, И УМЕНИЕ РАЗВИВАТЬСЯ В УСЛОВИЯХ «ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ» СТАНЕТ ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ КРИТЕРИЕВ ВЫЖИВАНИЯ

НАШИ ПРЕДПРИЯТИЯ УЖЕ СЕГОДНЯ ПРОИЗВОДЯТ ПРОДУКЦИЮ ДЛЯ ТОЙ САМОЙ «ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ» В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОННО–КОМПОНЕНТНОЙ БАЗЫ, ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ