Совершенствование финансового планирования Корпорации
В 2016 году в рамках повышения эффективности финансового планирования Корпорации получили дальнейшее развитие мероприятия, направленные на комплексную финансово-экономическую экспертизу всех расходов Корпорации. Данные мероприятия предусматривают синхронизацию и оптимизацию бизнес-процессов в рамках закупочных и бюджетных процедур, автоматизацию финансового планирования, попроектный анализ расходов с учетом их экономической эффективности и соответствия утвержденной Стратегии Корпорации.
С целью минимизации затрат Корпорации на этапе проведения закупочных процедур в 2016 году систематизирован и усилен комплексный контроль обоснованности цен закупаемых товаров и услуг. Соблюдение данных процедур позволило снизить издержки Корпорации в 2016 году более чем на 270 млн рублей без ограничения установленных требований к закупаемой продукции и услугам.
Приоритетом управления финансовыми ресурсами Корпорации в 2016 году явилась реализация утвержденной Стратегии. Благодаря интенсификации наполнения и использования фондов успешно решена задача концентрации и централизации ресурсов на уровне корпоративного центра. Решения о выделении финансирования в 2016 году из фондов на сумму 3,173 млрд рублей принимались с учетом инвестиционных потребностей Корпорации и организаций Корпорации, а также задач по антикризисному управлению.
Совершенствование бюджетного процесса Корпорации
В целях повышения качества и оперативности принимаемых решений в рамках финансового управления Корпорацией в 2016 году продолжилось развитие информационно-аналитических ресурсов Финансового блока, направленное на формирование и совершенствование методологии бюджетирования, управления финансами и казначейской деятельности, систематизации бюджетного планирования и контроля.
За 2016 год Корпорацией обеспечено внесение ряда ключевых изменений в бюджетный процесс:
- обеспечена оптимизация сроков подготовки и защиты бюджетов организаций Корпорации в срок до 1 января планируемого года с целью своевременного обеспечения целевыми ориентирами, основанных на Стратегии развития Корпорации на будущий год, выявления потенциальных финансовых рисков и разработки мероприятий по их нивелированию;
- более чем вдвое увеличено количество организаций, учитываемых в бюджете путем консолидации их основных показателей по принципам МСФО в зависимости от эффективной доли владения;
- обеспечена синхронизация бюджетного, инвестиционного процессов и планирования закупок.
Таким образом, основными задачами 2016 года для бюджетного процесса стали изменение методологической базы и формирование бюджетов организаций Корпорации на 2017 год с учетом стратегических инициатив, предусмотренных в Стратегии развития Корпорации, включая управление финансовыми вложениями в целях выявления стратегически важных, требующих развития, а также непрофильных и неэффективных финансовых вложений, оптимизацию непроизводственных затрат, повышение достоверности и качества финансовой отчетности, повышение эффективности инвестиционных расходов и развития корпоративных финансовых услуг.
В 2016 году начата реализация пилотного проекта по автоматизации бюджетного процесса, который позволит существенно продвинуться в решении поставленных перед Корпорацией задач по построению единой системы управления финансами, обеспечив при этом сближение контуров бюджетирования и МСФО и перераспределение финансовых ресурсов между кластерами. В рамках решения поставленной задачи, выступая пилотной зоной для внедрения данной системы, Корпорация планирует в дальнейшем тиражировать полученные результаты, ставя перед собой такие цели, как достижение прозрачного ценообразования, устранение коррупционной составляющей, оптимизация расходов Корпорации и государства в рамках осуществления закупок.
Финансирование государственных и корпоративных программ
В 2016 году в сжатые сроки обеспечено получение средств имущественного взноса Российской Федерации в Корпорацию на реализацию мероприятий ФЦП-1 и доведение их в организации, реализующие соответствующие инвестиционные проекты. Всего с организациями Корпорации было заключено 66 договоров с учетом дополнительных соглашений на общую сумму более 31 млрд рублей.
В целях выполнения отдельных задач, поставленных Президентом РФ и Правительством РФ, в 2016 году Корпорацией обеспечено получение субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации на общую сумму более 29 млрд рублей и направление средств на реализацию следующих мероприятий:
- проведение работ по организации производства импортозамещающих комплектующих изделий и материалов для вооружений, военной и специальной техники;
- финансирование обязательств Корпорации и ее дочерних обществ в рамках проектов в сфере промышленного строительства и строительства энергетических проектов;
- обеспечение финансово-экономической устойчивости организаций оборонно-промышленного комплекса (погашение кредитов и займов дочерних обществ АО «ОДК»);
- обеспечение особо важных и специальных полетов воздушных судов;
- финансирование расходов АО «ОПК «Оборонпром» на уплату купонных доходов по облигационным займам, размещенным с 2011 по 2014 год под государственные гарантии РФ.
270млн. руб.
снижены в 2016 году издержки Корпорации благодаря систематизации и усилению комплексного контроля за обоснованностью цен закупаемых товаров и услуг
В связи с введением в 2016 году обязательного казначейского сопровождения договоров о предоставлении субсидий Корпорацией в целях оперативной реализации мероприятий налажено необходимое взаимодействие с главными распорядителями бюджетных средств и органами Федерального казначейства, а также внесены соответствующие изменения в акты Корпорации по финансированию и администрированию целевых средств.
Расходование выделенных из федерального бюджета целевых средств организациями Корпорации осуществляется в рамках действующей в Корпорации системы администрирования целевых средств. В соответствии с предусмотренными процедурами финансовым блоком Корпорации осуществляется согласование планируемых организациями Корпорации платежей на предмет соответствия целевому назначению и утвержденной документации, а также выявляются различные риски, связанные со строительством объектов, закупкой оборудования и проведением прочих работ.
Результатами функционирования системы в 2016 году являются:
- обеспечение своевременного финансирования мероприятий государственных программ в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- минимизация рисков осуществления организациями Корпорации нецелевых расходов средств субсидий и принятие мер для их недопущения;
- нивелирование рисков штрафных санкций за нецелевое использование средств.
В 2016 году начата работа по улучшению автоматизации ряда процессов, предусмотренных системой администрирования целевых средств, в рамках создания единой автоматизированной системы контроля выполнения организациями Корпорации государственных программ (АСК ГП), которая будет внедрена в холдинговых компаниях, организациях и Центральном аппарате Корпорации. АСК ГП позволит более эффективно контролировать реализацию мероприятий государственных программ, осуществлять их финансирование и формирование отчетности.
Составление консолидированной финансовой отчетности Корпорации
Консолидированная финансовая отчетность Корпорации составляется на основании Федерального закона от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех».
Достоверность консолидированной финансовой отчетности Корпорации за 2016 год подтверждена положительным аудиторским заключением, выданным аудиторской компанией ООО «РСМ РУСЬ», выбранной по результатам конкурсных процедур, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В 2016 году Корпорация продолжила увеличивать долю владения в организациях – разработчиках и производителях высокотехнологичной промышленной продукции. Данное увеличение происходило как в виде имущественного взноса, согласно Указу Президента Российской Федерации «Об имущественном взносе Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» от 14.01.2014 № 20 и Указу Президента Российской Федерации «Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» от 10.07.2008 № 1052, так и по договорам купли-продажи ценных бумаг.
Также в 2016 году было принято решение об отчуждении в пользу третьих лиц пакетов акций КОО «ПРЕДПРИЯТИЕ ЭРДЭНЭТ» и КОО «Монголросцветмет». Прибыль, полученная от реализации данных пакетов акций, подлежит направлению на финансирование деятельности по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций – разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции.
В 2016 году список компаний, самостоятельно составляющих отчетность по МСФО, увеличился за счет перехода на самостоятельную подготовку консолидированной
финансовой отчетности группы АО «Технодинамика».
Таким образом, следующие головные организаций холдинговых компаний и организации Корпорации самостоятельно составляют консолидированную финансовую
отчетность по МСФО в рамках своей группы:
- АО «Росэлектроника»
- АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии»
- АО «Швабе»
- АО «ОПК «Оборонпром»
- АО «Вертолеты России»
- АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»
- АО «Объединенная приборостроительная корпорация»
- АО «Технодинамика»
- ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»
- ПАО «КАМАЗ»
- ПАО «Мотовилихинские заводы»
- ПАО «АВТОВАЗ»
- АО «АКБ «Новикомбанк»
В целях формирования консолидированной финансовой отчетности Корпорации применяются Единые принципы учетной политики, устанавливающие единые подходы формирования консолидированной финансовой отчетности по МСФО холдинговыми компаниями, составляющими данную отчетность в рамках контура управления головной организации. Консолидированная финансовая отчетность Корпорации обеспечивает, в том числе:
- формирование сведений о финансовом состоянии для принятия стратегических, управленческих и экономических решений;
- оперативное реагирование при выявлении неэффективно функционирующих активов;
- возможность своевременной оптимизации структуры активов и обязательств Группы Корпорации, включая, но не ограничиваясь совершенствованием системы управления запасами, капиталом, уровнем дебиторской и кредиторской задолженности;
- анализ деятельности Группы Корпорации в целях формирования прогнозных показателей, в томчисле основываясь на принципе сопоставимости данных предыдущих отчетных периодов;
- проведение комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности Группы в целом, а также в разрезе холдинговых компаний и организаций прямого управления с учетом особенностей, обусловленных спецификой их экономической деятельности;
- оценку эффективности системы управления организациями Корпорации.